подростки (5-8 классы)

Тренируем слуховую память

Наталия Рудакова
Достаточно часто от родителей детей младшей школы можно услышать жалобы, что ребенок совершенно не слышит учителей, что он абсолютно ничего не запоминает, очень рассеян и невнимателен. Ребенок переживает из-за недовольства и порицаний родителей, старается лучше концентрироваться, а между тем проблема не решается. В старших классах объем информации увеличивается, а запоминание остается на том же уровне.

На самом деле, хорошая слуховая память (а именно о ней и пойдет речь в статье) – это отличная возможность успешной работы вашего ребенка в школе и огромная экономия времени. Ведь согласитесь, если ваш сын или ваша дочь усвоили учебный материал, к примеру, по истории или географии на уроке, то дома им не нужно будет заново разбирать текст учебника, а лишь повторить и закрепить полученную информацию. Каковы же причины слабой слуховой памяти?
1
Отвлекаемость приводит к поверхностному, обрывочному запоминанию. Понимание в таком случае не является полным.
Недостаток внимания и частая отвлекаемость. Очень важно, чтобы в процессе объяснения нового материала ребенок умел концентрироваться только на словах учителя, даже если тема не представляет особого интереса. Отвлекаемость приводит к поверхностному, обрывочному запоминанию. Понимание в таком случае не является полным. Если вы заметили, что основной причиной недостаточной слуховой памяти именно невнимание, поработайте с ребенком над устранением этой проблемы. В этом вам помогут такие игры на внимание как микадо, дженго и пазлы.

Неплохой и простой тренировкой на внимание будет составление слов из букв выбранного вами одного достаточно длинного слова. Хорошим упражнением может стать прочитывание одного и того же фрагмента текста несколько раз, но с разными задачами: определить тему, найти факты, отыскать ответ на поставленный вопрос.

Внимание можно тренировать и с помощью простых математических действий, например, сложения столбиком. Выберите несколько многозначных чисел и предложите вашему ребенку найти их сумму.
2
Если в процессе работы у ребенка не возникает вопрос «зачем?» или на этот вопрос он не находит ответа, направляющего и мотивирующего его, то обучение несет лишь формальный характер.
Отсутствие внутренней установки. Эта вторая причина, которая негативно сказывается на слуховой памяти. Важно понимать, что установка как в обучении в целом, так и в отдельно взятой учебной задаче, например, запоминание и анализ услышанной информации, имеет огромное значение. Если в процессе работы у ребенка не возникает вопрос «зачем?» или на этот вопрос он не находит ответа, направляющего и мотивирующего его, то обучение несет лишь формальный характер.

Обязательно обсуждайте с вашим ребенком, для чего ему необходимо учить, к примеру, стихотворения по литературе, понимать и анализировать исторические события, решать математические задачи, усваивать материал на уроке. Установка не должна ограничиваться лишь хорошей оценкой. Эффективнее работают более масштабные установки. Например, поступить в желаемый ВУЗ, иметь возможность реализоваться, осуществлять свои идеи и планы и т.д. В таком случае установка приобретает устойчивый характер.
3
Продуктивная работа возможна лишь в сочетании с хорошим отдыхом.
Быстрая утомляемость. Очень часто неправильный режим дня приводит к умственному истощению. Напряжение в школе и постоянное просиживание над учебниками дома не дадут положительного результата. В такой ситуации полноценное усвоение учебного материала невозможно. Напоминайте вашему ребенку, что продуктивная работа возможна лишь в сочетании с хорошим отдыхом.
4
Недостаточная тренировка памяти. Частая причина плохого запоминания услышанной информации скрывается в ненатренированности слуховой памяти. Какими же способами можно преодолеть этот барьер?
Упражнения на тренировку слуховой памяти

  • Игра слов. Это самое простое и знакомое многим из детства упражнение. Зачитайте ребенку небольшой список слов несвязанных между собой (10-15 слов), а затем предложите ему их повторить или записать. После проделанного упражнения прочтите только те слова, которые забыл ваш ребенок. Через час попросите его припомнить упущенное им ранее. Еще через некоторое время попросите вашего ребенка еще раз припомнить весь предложенный вами ранее список. Так вы проверяете не только кратковременную память, но и долговременную.

  • Снежный ком. Очень простой способ тренировать слуховую память. Плюс данного упражнения заключается и в том, что оно проходит в игровой форме, что вызовет интерес у ребенка. Вы предлагаете свое слово, которое должен повторить ваш ребенок, а затем назвать свое. Все слова повторяются в их первоначальной последовательности, при этом каждый участник добавляет новое слово. Таким образом, объем услышанной и запоминаемой информации растет, а в процессе тренируется не только слуховая память, но и внимание.

  • Пересказ. Это еще один действенный способ, положительно влияющий на слуховую память. Предложите ребенку прослушать небольшой рассказ. Это может быть и аудиозапись. После прослушивания попросите передать содержание услышанного. Полезной будет и форма «вопрос-ответ». Усложнить данное упражнение можно, увеличив объем и сложность предлагаемого текста для прослушивания.
  • Звуки тишины. Это упражнение часто рекомендуют делать перед сном. Для его выполнения необходима хорошая концентрация. Попросите вашего ребенка каждый вечер прислушиваться к тишине. Звучит это немного парадоксально и может показаться невозможным. Но вскоре ваш ребенок будет рассказывать утром, что он слышал тиканье часов, сигналы машин, доносящихся с улицы, звонок телефона в соседней комнате и другое. Такое вычленение отдельных звуков из общего фона, улучшит внимание, соответственно, улучшится слуховая память.

  • Игра со звуками. Предложите вашему ребенку прослушать ряд звуков: шуршание бумаги, штриховка карандаша, льющаяся вода из крана, щебет птиц, бьющееся стекло и т.д. Огромное количество всевозможных звуков вы легко отыщете в Интернете. Вашему ребенку в процессе данного упражнения следует не только угадать предлагаемые звуки, но и вспомнить в какой последовательности они были воспроизведены. Этот способ эффективен и для тренировки воображения, так как услышанные звуки также будут способствовать поиску зрительных образцов.
Хорошая слуховая память – это отличная возможность успешной работы ребенка в школе и огромная экономия времени.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Made on
Tilda