младшие школьники (1-4 классы)

Интеллект-карта –
незаменимый помощник в учёбе

Евгения Простова
Что такое интеллект-карты? Работа с интеллект-картами – это методика, помогающая ученикам структурировать и правильно формулировать свои мысли с помощью создания «мыслительной карты» – своего рода плана, состоящего из ключевых слов, терминов и понятий. Это специальная система, благодаря визуальной составляющей которой, детям значительно легче воспринимать и воспроизводить информацию.
В чём смысл работы с интеллект-картами? Работа с интеллект-картами похожа на интеллектуальную работу – обе формы не линейны. Что же это такое?
Организация интеллект-карт в каком-то смысле отображает структуру работы мозга.
Прежде всего, следует понимать, что память ассоциативна. Каждая идея имеет в нашем мозге тысячи связей или «ответвлений». А интеллект-карты как раз и помогают памяти «записывать» все ассоциации и связи. Важно знать, что память фиксирует именно слова и образы, но никак не предложения – достаточно попытаться вспомнить дословно хотя бы одно предложение. Интеллект-карты опираются, по большей части, на зрительный тип памяти, а также обрисовывают ассоциативную связь между словами – именно поэтому с их помощью гораздо легче запоминать. Можно сказать, что организация интеллект-карт в каком-то смысле отображает структуру работы мозга.
Такая методика позволяет учащимся быстрее выделять ключевое слово или понятие. Поток идей мгновенно фиксируется с помощью пары слов или фраз, а затем значительно легче вспоминается.
Интеллект-карты помогают упорядочивать информацию. Такая система учит детей правильно и быстро конспектировать, писать сочинения и изложения, делать доклады и рефераты, работать индивидуально и в группах.
Ребёнок всегда успевает за учителем, а вся полученная информация запоминается в максимальном объёме.
Конспектирование.
Ведение конспектов по методике работы с интеллект-картами имеет несколько значительных преимуществ. Прежде всего, ребёнок учится записывать новое понятие в правильное (исходя из нашей психологической особенности воспринимать информацию) место – без учёта очерёдности данного аспекта в общем ходе урока. Интеллект-карты учат сокращать несколько предложений до одного слова. Как результат – ребёнок всегда успевает за учителем, а вся полученная информация запоминается в максимальном объёме.
Интеллект-карты помогают ребёнку фиксировать и организовывать огромное количество идей.
Написание сочинений и изложений.
Работа с интеллект-картами помогает легче воспринимать информацию на слух, вычленять и записывать лишь самое главное, а затем с лёгкостью, в правильной последовательности, воспроизводить полученные сведения. Бесспорно, незаменимый навык в написании, к примеру, изложений.
При написании сочинений интеллект-карты помогают ребёнку фиксировать и организовывать огромное количество идей. Неоспоримо важное умение, которое позволяет корректно оформлять свои мысли и из каждого ключевого слова или понятия записывать по целому предложению.
Вместо того, чтобы просто читать книгу, можно составить по ней интеллект-карту.
Домашнее и летнее чтение.
Вместо того чтобы просто читать книгу, можно ещё и попутно составлять интеллект-карту. Если стоит задача как можно качественнее запомнить текст, то можно начертить интеллект-карту по памяти несколько раз. Преимущества такого чтения налицо – главные мысли, имена героев и основные события помечены, а значит, ребёнку их будет легче вспомнить даже спустя долгое время.
Группа детей может вместе продуктивно работать над одним проектом, используя интеллект-карту.
Работа в группах.
Группа детей может вместе продуктивно работать над одним проектом, используя интеллект-карту. Для этого нужно попросить детей сначала самостоятельно подготовить по интеллект-карте о том, что они уже знают по данному предмету. Следующий этап – переход к совместной работе над картой, в ходе которого выясняется, чего ещё не знает каждый из участников. Таким образом, информация воспринимается легче – в командной работе и в игровой форме.
Интеллект-карты позволяют моментально реагировать на вопросы аудитории.
Устные выступления.
Использование интеллект-карт в устных выступлениях также имеет ряд плюсов. Во-первых, для визуальной опоры необходима только одна страница текста. Во-вторых, так как записаны только отдельные слова и понятия, выступление не превращается в прочтение теста. И, наконец, интеллект-карты позволяют моментально реагировать на вопросы учителя – нет необходимости искать в своём докладе необходимую страницу – достаточно лишь взгляда на ключевое слово, раскрывающее ответ на вопрос.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Made on
Tilda