дошкольники (5-6 лет)

Как ребёнок учится читать

Евгения Простова
Процесс обучения чтению включает поэтапное овладение тремя его основными компонентами – синтаксическими, семантическими и фонетическими навыками.
Синтаксис (состоящий из грамматики и пунктуации) отвечает за возможность построения из слов, словосочетаний, фраз целых предложений и абзацев. Семантика, в свою очередь – это определённый способ сочетания данных слов и предложений. И, наконец, фонетика рассматривает звуки, которые производят буквы, а также соотношение между написанием и произношением слов.
Лучшее, что вы можете сейчас сделать для успешного овладения вашим ребёнком всеми тремя компонентами процесса обучения чтению – это совместное ежедневное чтение новых интересных книг.
По мере того, как ваш ребёнок учится читать, он постепенно закрепляет данные навыки. Так, большинство детей сначала осваивают простейшие примеры именно из синтаксиса и семантики, и только затем – фонетики: например, сначала малыши начинают понимать, что текст в книжке состоит из предложений/слов, и что они пишутся всегда слева направо; однако несколько позже к ребёнку придёт осознание, как читается написанное буквосочетание «прт» или «нт».
Лучшее, что вы можете сейчас сделать для успешного овладения вашим ребёнком всеми тремя компонентами процесса обучения чтению – это совместное ежедневное чтение новых интересных книг. Данное времяпрепровождение может принимать различные формы: к примеру, чтение вслух своему малышу перед сном, походы в центральную библиотеку на вечер чтения или даже просмотр рецепта, по которому вы с ребёнком собираетесь испечь пирог.

О синтаксисе.
Элементарное владение синтаксисом начинается с понимания структуры книги, а также предложений и слов, из которых она состоит. Затем ребенок приходит к пониманию пунктуации.
Ребёнок, который уловил синтаксическую суть, понимает письменный вариант языка: он уже осознаёт, что есть определённая схема, по которой строятся отношения между словами в предложении. Элементарное владение синтаксисом начинается с понимания структуры книги, а также предложений и слов, из которых она состоит.
Простейшая иллюстрация: когда ваш ребёнок был совсем ещё крошкой, он держал книги вверх тормашками, мог посидеть на книжках, как на стульчике, или даже погрызть их. Когда малыш достиг детсадовского возраста, он потихоньку начал понимать, где передняя обложка книги, а где её оборот; что читаются слова слева направо; начал замечать – чтобы услышать продолжение сказки, родители должны постоянно переворачивать страницы. Как только ребёнок понимает структуру книги, он начинает осознавать и то, что находится внутри книжки: слова, предложения, абзацы и, наконец, главы.
Следующий этап – он начинает понимать назначение заглавных букв, отступов перед новым абзацем, точек, запятых – ребёнок приходит к пониманию пунктуации.
Существует целый ряд приёмов, которые могут помочь вашему малышу (когда он только учится читать) развить синтаксические навыки. Например:
  • Чтение вслух коротеньких рифмованных стишков.
  • Вместе с ребёнком напишите письмо (например, Деду Морозу). Обратите внимание малыша на структуру письма: обращение к Дедушке, предложения, абзацы, заключительная часть.

Письмо Деду Морозу - тоже упражнение.
Продолжайте развивать у ребёнка навыки в синтаксисе и, когда он уже хорошо читает. К примеру, с помощью подобных упражнений:
Читайте вслух выразительно. Интонационно выделяйте все знаки препинания.
  • Работайте над синтаксисом в поэзии. Как можно больше стихов читайте ребёнку вслух.
  • Читайте вслух выразительно. Интонационно выделяйте все знаки препинания: делайте особое ударение на предложениях с восклицательным знаком, читайте с характерной вопросительной интонацией предложения со знаком вопроса, делайте паузы на точках и логически выделяйте некоторые запятые. Такое несколько преувеличенное интонационное подчёркивание поможет вашему ребёнку сформировать правильное понимание синтаксиса.
  • Работайте над заменой в предложении времени совершения действия. Например, написано: «Сегодня мы пойдём в парк». Пусть ребёнок попробует поменять на прошедшее: «Вчера мы пошли в парк». Можно менять число: «Завтра я пойду в школу» на «Завтра мы пойдём в школу». Также возможно заменить род: «Он приготовил вкусное печенье» на «Она приготовила вкусное печенье». Данный приём поможет ребёнку лучше понять грамматическую структуру предложения.
О семантике.
Ребенок уже понимает смысл достаточно больших кусков текста, осознаёт, что такое синонимы и антонимы.
Семантические навыки подразумевают способность узнавать и понимать написанные слова, предугадывать примерное развитие сюжета, понимать смысл абзаца или главы книги, обсуждать книгу после её прочтения.
Если ваш ребёнок находится на этапе овладения семантическими навыками, то он уже понимает смысл достаточно больших кусков текста, осознаёт, что такое синонимы и антонимы. Он способен заменять одно слово на другое, близкое по значению («кружка» на «чашка», «собака» на «пёс» и т.д.).
Существует ряд приёмов, способных улучшить семантические навыки «новичка» в чтении:
После прочтения истории обсудите её. Спросите: «Как ты думаешь, чем закончится рассказ?» или «Как ты считаешь, что сейчас произойдёт с главным героем?»
  • Читайте книжки, состоящие из не слишком длинных рассказов.

  • Обязательно после прочтения истории обсудите её. Просите ребёнка предвосхитить ход событий в книге. Например, можно спросить: «Как ты думаешь, чем закончится рассказ?» или «Как ты считаешь, что сейчас произойдёт с главным героем?»

  • Не прерывайте поток чтения вашего ребёнка. Если ваш ребёнок учится читать вслух, не останавливайте его на середине предложения для того, чтобы сделать акцент на неправильно прочитанном сложном слове. Если же ребёнок запнулся и не читает дальше, объясните ему значение данного слова, продемонстрируйте ему правильное прочтение и, пусть он читает дальше. Такой способ поможет ему понимать предложение в целом (даже, если в нём есть незнакомое ему слово) , а также всю историю целиком. Вернуться к непонятному слову и объяснить его смысл можно немного позже.
Способы развития семантических навыков у детей « на среднем уровне» и «продвинутом»:
На данном уровне рассказы должны быть уже намного длиннее. Неплохо, если на чтение одного рассказа ребёнку потребуется не один день.
  • Опять же читайте книжки, состоящие из рассказов. Однако на данном уровне рассказы должны быть уже намного длиннее. Неплохо, если на чтение одного рассказа ребёнку потребуется не один день. Чтение длинных историй даёт дополнительную нагрузку на память ребёнка: изо дня в день ему необходимо помнить то, что уже прочитано (события, героев). Стоит отметить, что менее «натренированным читателям» каждый день перед прочтением нужно выделять время для беглого просмотра прочитанной части книги – чтобы освежить в памяти историю.

  • Не забывайте обсуждать прочитанные книги. Даже, если ребёнок читает книгу самостоятельно, найдите возможность поговорить о ней до и после чтения. Продолжайте тренировать антиципацию ребёнка: он должен пытаться предугадать, что будет дальше, чем история может закончиться. Обязательно оговаривайте тему, мораль книги, возвращайтесь к наиболее интересным моментам повествования.

  • Сделайте домашний словарик. Если у ребёнка трудности с лексикой, записывайте незнакомые слова в самодельный словарик во время чтения. Затем вместе просматривайте эти слова и подбирайте им объяснения. Постоянно побуждайте своего ребёнка пополнять словарный запас.

  • Побольше читайте вслух своему ребёнку. Нет такого возраста, когда бы восприятие информации на слух не приносило бы никакой пользы. Помните о том, что чтение должно быть выразительным. Безусловно, обсуждение с ребёнком прочитанной истории остаётся обязательным. Просите, чтобы после окончания чтения, ребёнок задавал вам вопросы, особенно если он не смог понять значение какого-нибудь слова. Очень эффективно и чтение по очереди: страницу книги читаете вслух вы, страницу ребёнок.
О фонетике.
Фонетические навыки подразумевают способность определять части слова, отличать омонимы.
Фонетика – это техническая состовляющая в процессе обучения ребёнка чтению –способность ребёнка понимать, как «звучат» буквы, и как «звучание» и «написание» буквы соотносится друг с другом.

Развитый фонетический навык у ребёнка позволяет различать слова, отличающиеся одним звуком: «кит» и «кот», «коса» и «роса»; слова с одинаковым написанием, но разным звучанием: «зАмок» и «замОк»; слова с одинаковым звучанием, но разным написанием: «род» и «рот».

Фонетические навыки также подразумевают способность определять в словах корень, приставки и суффиксы (например, ребёнок понимает, что пере- или недо- пишется вначале слова); отличать между собой омонимы: «кот» и «код».
Упражнения, развивающие фонетические навыки у детей, которые только учатся читать:
Читайте с ребёнком короткие стишки, считалки, рифмовки, песенки.
  • Читайте с ребёнком короткие стишки, считалки, рифмовки, песенки.

  • В каждом стишке обращайте внимание ребёнка на слова, которые отличаются одной буквой или пишутся одинаково, а звучат по-разному и наоборот: в чём отличие между «друг» и «вдруг»?

  • Читайте книжки с рифмовками на все буквы алфавита и проговаривайте слова, которые начинаются и/или заканчиваются на одну и ту же букву: «абрикос», «ананас», «атас», «ас».

  • Напишите имена всех членов семьи и друзей ребёнка и сгруппируйте их, например, по первой букве: Мама и Маша, Дедушка, Данила и Даша.
Приёмы, способствующие развитию фонетических навыков у бегло читающих детей:
Просите ребёнка читать вам вслух. Если ему встречается незнакомое сложное слово, покажите, как оно правильно произносится, и объясните его значение.
  • Ежедневно знакомьте ребёнка с новыми печатным материалом: газетами и журналами. Стимулируйте ребёнка использовать фонетические навыки для различения похожих слов и семантические навыки для понимания смысла отдельных предложений и текста в целом.

  • Просите ребёнка читать вам вслух. Если ему встречается незнакомое сложное слово, покажите, как оно правильно произносится, и объясните его значение. Затем просите продолжить чтение. Постарайтесь запоминать слова, непонятные вашему ребёнку; когда они будут встречаться снова, убедитесь, что ребёнок помнит их правильное прочтение и значение.
По мере того, как ребёнок учится читать, он постепенно закрепляет данные навыки. Так, большинство детей сначала осваивают простейшие примеры именно из синтаксиса и семантики, и только затем – фонетики.
Made on
Tilda