ПОЛУЧИТЕ 7 БЕСПЛАТНЫХ УРОКОВ ПО БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ
Это бесплатно. E-mail необходим для отправки Вам уроков. Мы ни при каких условиях не передаём Вашу личную информацию третьим лицам.
подростки (5-8 классы)

Секрет древних римлян
и греков

Наталия Рудакова
Наша память – это не большая картонная коробка, в которой мы складируем вещи на длительное хранение, а затем с легкостью находим и достаем вдруг понадобившийся предмет. Память – это архив, требующий полного порядка. Нам важно знать, какая информация хранится на какой полке, важно быстро извлекать эту информацию, как только она нам понадобилась. На самом деле, возможности нашей памяти ограничены.

Иногда ключи от нужных шкафчиков архива теряются, и мы не можем получить доступ к нужным нам материалам. Как грустный итог – нерешенная математическая задача из-за забытой формулы, неудовлетворительный результат по истории из-за нарушенной хронологической последовательности, ошибки в контрольном диктанте из-за потерянного в памяти правила и т.д. Как избежать таких неприятностей? И как помочь себе в качественном запоминании информации?
Мы не можем превратить нашу память в безупречную базу данных, так что остается тренировать свою память и предлагать ей сложные задачи, не давать бездействовать.
Конечно, вам хотелось бы услышать, что есть некий волшебный способ, который поможет без малейшего усилия достичь совершенства нашей памяти, а наш мозг будет в состоянии хранить в себе файлы любых объемов, любой сложности и извлекать их по мере необходимости. Но так не бывает. Совершенство требует постоянной работы, волевых усилий, стремления к знанию и непрерывного поиска новых решений. Мы не можем превратить нашу память в безупречную базу данных, если только не придумают флеш-карту для человеческого разума, но ведь и тогда никто не гарантирует, что она не даст сбой. Выход остается один – тренировать свою память и предлагать ей сложные задачи, не давать бездействовать, и тогда вы увидите результат вашей работы.
Да, получить уникальную способность запоминать все по щелчку пальцев невозможно, а вот овладеть приемами, которые могут помочь справляться с большим потоком информации – посильная задача для каждого. В данной статье я предложу вам познакомиться с одним из самых древних таких способов, пользующимся однако популярностью и сегодня. Этот метод успешно применяли на практике еще древние римляне и греки. В совершенстве им владели такие великие умы, как Квинтилиан, Пифагор Самосский, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Лейбниц, Бэкон, Декарт, Джордано Бруно, Наполеон Бонапарт. Список можно продолжать бесконечно.
Назван был метод в честь самого известного в мировой истории древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона, но авторство все же приписывается греческому поэту Симонидису.
Назван был метод в честь самого известного в мировой истории древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона, который воспроизводил по памяти сотни исторических дат, цитат и фактов и никогда не пользовался записями. Именно ему принадлежит первый сохранившийся труд, в котором он подробно описывает этот мнемонический способ запоминания. Но авторство все же приписывается греческому поэту Симонидису. Поэтому данный прием называют иногда еще и методом Семонида.
Метод Цицерона
Смысл цицероновского способа запоминания информации заключается в том, чтобы закрепить необходимый материал на хорошо знакомых предметах в определенной строгой последовательности.
Для начала выбираем наиболее подходящую и близкую для нас обстановку. Это может быть ваша собственная комната и ее обстановка или привычная для вас дорога, например, дорога из дома в школу, где каждый объект вам отлично знаком и не меняет своего местоположения.
Предположим, вам необходимо запомнить десять следующих слов: апельсины, барабан, змея, гвозди, слон, самолет, море, муравейник, варенье, крокодил. Осмотрев комнату, последовательно отмечаем для себя десять подходящих опорных объектов, например: окно, стол, телефон, стул, шкаф, зеркало, дверь, диван, полка, ваза. (Для каждого, конечно, расстановка, последовательность и объекты в комнате будут свои). Теперь, подключив к процессу запоминания свое воображение, начинаем крепить единицы информации на выбранные опоры в заданном порядке. Что же может получиться?
Из окна падают апельсины. На столе барабан громко отбивает дробь. Телефонную трубку обвивает ядовитая змея, издавая шипение. В стул забивают огромные гвозди. Испугавшись шума, в шкаф пытается спрятаться слон. Из зеркала вылетает белоснежный пассажирский самолет. Открываем дверь и окунаемся в море. На диване выстроился большой муравейник. По полке растекается клубничное варенье. А в вазе притаился крокодил.
Открываем дверь и окунаемся в море.
Сам Цицерон успешно использовал данный прием во время выступления. Он мысленно обходил помещение, последовательно вызывая в сознание нужную информацию.
Если вы сумели отчетливо нарисовать яркую и живую картинку, то вам не составит труда воспроизвести необходимую информацию. Припоминанию также будут способствовать выбранные опорные образы, которые сыграли роль вешалок или крючков, зацепив приведенные в примере слова. Именно поэтому такой способ запоминания носит еще одно название: метод мест или «Система Римской комнаты».
Эффективность данного метода зависит не столько от вашей памяти, сколько от того, как активно вы умеете пользоваться вашим воображением. Здесь важно помнить и о внимании. Если вы начнете отвлекаться на посторонние вещи и мысли, то запоминание может оказаться не совсем качественным. Применять метод Цицерона можно и для более серьезной информации.
Приведенный выше пример был показан вам для того, чтобы продемонстрировать, как работает данный прием. Использовать же его можно как при запоминании текстов, так и чисел. В доказательство тому группа авторов (De Beni, Cesare Cornoldi) провели несложный тест. Они предложили студентам запомнить текст, содержащий 2000 слов, либо используя метод мест, либо с помощью простого повторения частей текста. Запоминание тестировалось дважды: сразу после предъявления текста и через неделю. Все полученные результаты свидетельствовали о том, что метод мест в обоих вариантах позволил лучше запомнить текст. Из этого следует, что цицероновский метод эффективен и тогда, когда материал предъявляется в виде лекции.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Получите 7 уникальных уроков по развитию техники чтения для детей 1-4 классов
Изучите теорию, выполните задания, порадуйтесь результатам.
Made on
Tilda