ПОЛУЧИТЕ 7 БЕСПЛАТНЫХ УРОКОВ ПО БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ
Это бесплатно. E-mail необходим для отправки Вам уроков. Мы ни при каких условиях не передаём Вашу личную информацию третьим лицам.
подростки (5-8 классы)

Стихи и пересказы - легко!

Наталия Рудакова
Прежде чем рассказать вам об одном из самых любопытных и простых способов запоминания текстовой информации, хотелось бы узнать, а как собственно вы работаете, к примеру, над заданным наизусть стихотворением?

Попробую догадаться. Наверняка, повторяете строчку за строчкой, затем столбец за столбцом и т.д. В общем, делите произведение на небольшие отрезки и выучиваете его по частям. В конце прогоняете стихотворение целиком. Но вот незадача – припоминается оно в ответственный момент не всегда так хорошо, как заучивалось.
Пиктограмма — рисунок, служащий символом определенного слова или понятия.
Предлагаю сейчас отбросить всю эту механику и скучную зубрежку и опробовать на практике метод пиктограмм. Давайте-ка для начала разберемся, что означает данное слово «пиктограмма».
Толковый словарь дает следующий вариант: пиктограмма (pictogramma; лат. pictus нарисованный + греч. gramma запись, письмо) — рисунок, служащий символом определенного слова или понятия. Проще говоря, изображения заменяют слова. Но чем это удобнее? Да тем, что наша память устроена так, что гораздо легче усваивает конкретнее образы, чем набор букв и символов. Кроме того, при проговаривании текстовой информации мы используем уже не только слух, но и наше зрение. А, как известно, на нашей планете у большей части населения лучше всего развита именно зрительная память.
Ваши рисунки должны быть индивидуальны, так как они отражают именно ваш багаж знаний, ваши представления и ваш личный опыт.
Плюс пиктограмм заключается и в том, что в одном небольшом рисунке мы можем передать смысл целого предложения, а иногда и небольшого информационного отрывка. Недаром еще наши далекие предки в своей практике пользовались пиктографическим письмом, передавая основное содержание набором определенных картинок.
Начиная практиковать метод пиктограмм, помните, что ваши рисунки должны быть индивидуальны, так как они отражают именно ваш багаж знаний, ваши представления и ваш личный опыт. Не подбирайте какие-то стандартные обозначения. И если, слыша слово «мир», вам в голову приходит не общепринятый образ голубя, а, например, солнце в небе, то опирайтесь на вторую картинку, потому что она для вас наиболее близка, а припоминание не вызовет в таком случае затруднений.
Применяя метод пиктограмм в работе над текстом также важно помнить:

а) воображение, воображение и еще раз воображение! Позвольте ему играть и не сдерживайте себя никакими рамками. Чем причудливее и красочнее образ, тем прочнее он закрепится в памяти;

б) высокая степень концентрации внимания. Если забудете об этом и разрешите себе думать о посторонних вещах, о том, как хорошо было бы сейчас, например, встретиться с друзьями или посмотреть новый нашумевший фильм, то никакие картинки, образы уже не спасут вас от неудовлетворительной оценки по стихотворению или по тексту, над которым вы пытались работать;

в) нестандартный, творческий подход. Работает ваше воображение, и вам решать, какую картинку применить к конкретному слову. Старайтесь передавать основное содержание в минимуме образов, чтобы объем информации не получился больше, чем в случае, если бы мы использовали механическое запоминание. Ищите свой путь кодировки текста.

г) постоянная тренировка. Для того чтобы у вас быстро получалось «шифровать» тексты с помощью образов, регулярно тренируйтесь. Создавайте небольшие списки слов (любые понятия и разные части речи) и пытайтесь их закодировать.
А теперь давайте посмотрим, как может работать метод пиктограмм на практике. Российский ученый и доктор педагогических наук Станислав Мюллер, занимающийся уже более двадцати лет изучением механизмов памяти, мышления и личностного развития человека, в одном из своих видеороликов очень ярко описывает конкретный пример. В качестве текстовой информации он предлагает своим слушателям первое четверостишье из произведения Бориса Пастернака «Свидание».

Засыплет снег дороги,

Завалит скаты крыш.

Пойду размять я ноги,

За дверью ты стоишь.

Каждую строчку он кодирует в схематические образы за пару секунд. Кроме того, в основу каждого рисунка С. Мюллер закладывает первую букву первого слова, с которой начинается конкретная строка. И вот, что у него получается.
Совсем несложный и позитивный способ работы. Процесс запоминания превращается в забавную игру.
Главная задача пиктограммы – моментально напомнить вам зашифрованное слово или выражение. Чем точнее пиктограммы, тем легче вспомнить текст.
В отличие от заучивания стихов подготовка текста к пересказу может потребовать даже меньшего количества рисунков. Здесь вы уже будете кодировать только заранее отмеченные ключевые слова. Картинки не стоит создавать слишком подробные, но и слишком схематичные вызовут затруднения. Главная задача вашей пиктограммы – моментально напомнить вам зашифрованное слово или выражение. После того, как вы закодировали текстовую информацию, обязательно воспроизведите ее по своим рисункам. Проверьте себя и ваши зрительные ассоциации, насколько качественно и продуктивно они работают при воспроизведении. Если где-то допущена ошибка, посмотрите, возможно, образ был выбран вами не очень удачно, попробуйте подобрать новый. Чем точнее пиктограммы, тем легче вспомнить текст. И еще: листочки с рисунками, понятными только вам – отличная шпаргалка.
Пиктограммы - несложный и позитивный способ работы. Процесс запоминания превращается в забавную игру.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Получите 7 уникальных уроков по развитию техники чтения для детей 1-4 классов
Изучите теорию, выполните задания, порадуйтесь результатам.
Made on
Tilda