ПОЛУЧИТЕ 7 БЕСПЛАТНЫХ УРОКОВ ПО БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ
Это бесплатно. E-mail необходим для отправки Вам уроков. Мы ни при каких условиях не передаём Вашу личную информацию третьим лицам.
дошкольники и младшие школьники (5-8 лет)

Тренировка навыка письма

Евгения Простова
Дошкольное время – замечательный период для развития навыка письма. Необходимо помнить, что к тому времени, как ваш ребёнок пойдёт в школу, у него уже должна быть в значительной степени развита тонкая моторика (мелкая мускулатура руки) – для того, чтобы он смог писать узнаваемые буквы и простые слова.
Подобранные упражнения направлены на развитие навыка письма, формирование у ребёнка творческого мышления, выработку умения выражать свои мысли и чувства словами. В данной статье подобраны эффективные упражнения игрового характера, которые вы можете использовать для развития у ребёнка навыка письма.
Для детей с двигательным типом восприятия и усваивания информации.

Вместе пишите. Когда бы вы ни присели, чтобы написать письмо или составить список покупок, заполнить бланк заказа или переписать рецепт, просите ребёнка присоединиться. Дайте ему листок бумаги или ненужный бланк, чтобы и он самостоятельно поработал, пока вы заняты. Этот вид деятельности поможет ребёнку понять, что письмо – неотъемлемая часть повседневной жизни.

Составьте и подпишите комикс. Для этого разрежьте на части историю в комиксе и попросите ребёнка воссоздать ход событий. Каждую часть истории приклейте на ватман бумаги и дайте ребёнку задание подписать, что происходит под каждым элементом комикса. Если ваш мальчик/девочка ещё не могут самостоятельно писать предложения, попросите его написать несколько ключевых слов, а с остальными поможете ему вы. Очень результативное упражнение для формирования смысловой догадки.

Используйте тесто для лепки/пластилин для создания слов. Подготовьте карточки с буквами алфавита и простейшими словами (карточки можно заламинировать). Затем скрутите тесто/пластилин в тонкие верёвочки и попросите ребёнка из этих верёвочек сделать такие же буквы/слова, которые написаны на карточках. Это очень эффективное упражнение, которое помогает ребёнку «узнавать» буквы и слова, а также развивает мускулатуру пальчиков, необходимую для постановки навыка письма.

Ведите дневник путешествий. Когда вы вместе отправляетесь в путь – посмотреть достопримечательности Беларуси или просто навестить на выходных бабушку – возьмите с собой блокнот, в котором ребёнок может записывать то, что он видит и делает, пусть даже и несколькими словами. Замечательно, если вы приучите маленького журналиста всюду брать его с собой – и в зоопарк, и на пляж, и в лес.
Для детей со зрительным типом восприятия и усваивания информации.

Подготовьте список. Дети обожают писать списки. Попросите малыша написать список игрушек, которые он бы хотел получить на День рожденья или Новый год. Процесс написания чего-то такого приятного, как игрушки, соединит воедино в его голове письмо и положительные эмоции, связанные с ним.

Сделайте самодельный букварь. Для этого надо взять несколько листов бумаги формата А4, согнуть их пополам, скрепить стиплером и пронумеровать внизу странички (как в «настоящей» книге). Затем малыш должен на каждой странице написать букву – заглавную и прописную – и нарисовать рисунок, который начинается с данной буквы. Простое и результативное упражнение.

Играйте с магнитами в виде букв. Такого рода вид деятельности поможет малышу закрепить базовые навыки письма и чтения. Разрешите ребёнку играть с магнитами на холодильнике или металлическом подносе, пока вы занимаетесь приготовлением обеда. Сделайте альбом с фотографиями. Всё, что для этого нужно, альбом для рисования, фотографии, клей, ручка и цветные карандаши. Выберите самые интересные фотографии и попросите ребёнка оформить их на странице – украсить рисунками и подписать. Можно написать, кто изображён на снимке, а можно, где и когда он был сделан.

Научите ребёнка вести дневник. Детки в таком возрасте любят рассказывать о себе. А ведение дневника помогает «говорить» о себе на письме. И даже, несмотря на то, что ваш малыш может ещё ходить в сад и с трудом писать, просите его писать хотя бы пару слов фломастером или большим маркером. Если ребёнок в первом классе, он уже способен написать маленькое предложение. Сделайте ведение дневника неотъемлемой частью повседневной жизни ребёнка (перед тем, как ложиться спать, в качестве рефлексии всего, что случилось за день).
Превратите ведение дневника в игру и начинайте с непродолжительного промежутка времени – минуты-двух будет достаточно.
Если ребёнку сложно начать, вы можете:

  • Делать конкретные предложения. Попросите его написать о поездке к бабушке или походе в кукольный театр.
  • Предложите ребёнку продиктовать вам то, что он хочет. Вероятнее всего, очень скоро у него самого созреет желание что-нибудь написать.
  • Превратите ведение дневника в игру. Дайте следующую инструкцию: после того, как я скажу «поехали», ты можешь писать всё, о чём думаешь; но, после того, как я скажу «стоп» писать надо перестать. Начинайте с непродолжительного промежутка времени – минуты-двух будет достаточно.
Для детей со слуховым типом восприятия и усваивания информации.

Пишите диктанты. Попросите ребёнка надиктовывать вам историю, а сами записывайте её. Он может говорить про свой День рожденья или, например, поход в кино. Это замечательное упражнение, которое демонстрирует ребёнку взаимосвязь между письменным и устным словом. Когда же ребёнок научится более-менее уверенно писать самостоятельно (обычно к концу первого класса), вы можете поменяться ролями. В этом случае ребёнок сможет не только тренировать письмо, но и развивать свою слуховую память.

Описывайте картинки. Просматривайте вместе картинки и фотографии – в журналах, каталогах или детских книжках. Просите своего малыша записывать, что, на его взгляд, делают или о чём думают изображённые люди/животные. Если он ещё не может писать предложениями, настаивайте хотя бы на нескольких словах-мыслях. А, если ребёнок уже вполне неплохо пишет, попросите воспроизвести диалог, который могут вести люди с картинки. Такой вид деятельности развивает воображение и смысловую догадку ребёнка.

«Издайте» свою книгу. Найдите рисунки и аппликации, которые раньше делал ребёнок. Наклейте их на картон и попросите ребёнка немного рассказать о каждом рисунке. Из картона сделайте обложку для «книги» и попросите ребёнка украсить её. Предложите сделать титульный лист, написать на нём имя ребёнка – автора издания. Проделайте дыроколом отверстия, проденьте в них ленточку и соедините все страницы. В дальнейшем относитесь к этой «книге», как к настоящей, поставьте её на одну полку с остальными книжками ребёнка.
К тому времени, как ваш ребёнок пойдёт в школу, у него уже должна быть в значительной степени развита мелкая мускулатура руки – для того, чтобы он смог писать узнаваемые буквы и простые слова.
Made on
Tilda