младшие школьники (1-4 классы)

Учитель всё делает верно?

Евгения Простова
Умение ребёнка читать бегло, уверенно, правильно артикулируя все звуки и, при этом, понимая суть прочитанного – результат ежедневной работы. Работы как в школе, так и дома. Поэтому очень важно взять под контроль не только домашние занятия, которые проводятся под вашим чутким руководством, но также и школьные уроки.
Даже если вы делаете всё от вас зависящее – каждый день читаете со своим ребёнком, а дома у вас повсюду лежат самые разные книги – просто ещё раз убедитесь, что учитель вашего сына/дочки хорошо выполняет свою работу.
Необходимо просмотреть у ребёнка учебники по чтению, поинтересоваться у него, как проходят занятия, пообщаться с учителем и, по возможности, посмотреть его планы уроков.
Для того, чтобы вы могли определить, насколько качественно проходят занятия в школе, вам предлагается ответить на 5 вопросов. После каждого вопроса идут пояснения для того, чтобы вы имели наиболее полное представление о том, какими уроки чтения должны быть.
Уделяет ли учитель вашего ребёнка внимание фонетике/тренировке сложных звукосочетаний в ходе уроков?
Детям, которые читают уже бегло, не обязательны усиленные ежедневные занятия фонетикой. Однако первоклассникам и второклассникам, у которых ещё наблюдается слоговое чтение, необходима постоянная тренировка в прочтении сложно произносимых звукосочетаний (например, звукосочетания согласных – стр, прт, гласных – иэ, уа).
Также необходимо ежедневное разучивание скороговорок (Шла Саша по шоссе и сосала сушку) или прочтение чистоговорок (Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки). Замечательно, если педагог ещё и уделяет время артикуляционной и дыхательной гимнастике. Всё эти упражнения идут только на пользу вашему ребёнку, помогая ему читать уверенно и бегло, правильно произнося все звуки.
Учитель продолжает уделять время на занятиях для чтения детям вслух?
Чтение вслух взрослым и восприятие информации на слух ребёнком – прекрасный вид познавательной деятельности, который подходит абсолютно для любого детского возраста. Важно помнить, что, даже когда дети начинают самостоятельно читать, учителю необходимо продолжать уделять время чтению вслух всему классу.
Более того, попросив детей закрыть глазки, чтобы ярко и красочно представлять то, что они слышат, учитель тренирует образную память детей. Конечно, дети будут более внимательными, если им читают то, что ребятам на данный момент интересно. Поэтому важно не забывать, что актуальность и соответствие данному возрасту – главные критерии в выборе литературы для чтения.
Очень важно, чтобы учитель побуждал детей к прочтению книг, мотивировал их, заражая своим энтузиазмом, любовью к литературе.
Учитель соединяет чтение и письмо? Включает ли их тренировку в ход уроков по другим предметам?
Чтение и письмо тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, такой вид деятельности, как написание отзыва о прочитанном, помогает ребёнку понять и проанализировать, а затем и письменно изложить то, о чём он прочитал. Кроме того, ребёнок, который умеет хорошо формулировать и излагать свои мысли, не имеет проблем и в простом ежедневном общении.
Просмотрите, чем занимается ребёнок на уроке. Дети младшего звена должны уметь письменно излагать свои впечатления по поводу прочитанного (достаточно трёх-четырёх предложений), развёрнуто отвечать на вопросы, тоже в письменной форме; среднего и старшего – писать сочинения, аннотации и эссе по прочитанным книгам, а также рефераты и доклады по другим предметам (например, истории или обществознанию).
У детей есть возможность читать в классе как вслух, так и про себя?
Максимальный результат в процессе обучения чтению достигается только в том случае, если учитель умело варьирует разные виды чтения – чтение вслух/выразительное чтение, чтение про себя/самостоятельное чтение и внеклассное чтение. Сколько уделять времени каждому из аспектов педагог решает, принимая во внимание возраст учащихся, их общую подготовку и индивидуальные особенности. Но, бесспорно, всем данным видам чтения необходимо уделять должное внимание как в школе, так и дома.
Классная комната и школьная библиотека хорошо снабжены литературой любой сложности?
Класс, где занимается ребёнок, а также библиотека должны быть хорошо обеспечены книгами для того, чтобы удовлетворить любознательность юных почемучек. Вспомним, что одно из обязательных правил воспитания в ребёнке любви к чтению – иметь книги в свободном доступе. Оно распространяется не только на домашнюю литературу, но и на школьную.
Помните: одно из обязательных правил воспитания
в ребёнке любви к чтению – иметь книги в свободном доступе.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Made on
Tilda