подростки (5-8 классы)

Интеллект-карты

Анна Теплова
Как известно, мы используем левое полушарие мозга, когда имеем дело с логикой или словами, а правое полушарие работает по большей части с образами и цветами. Многие люди пытаются работать над тем, чтобы думать «целым» мозгом, и дети имеют в этом смысле действительно большое преимущество над взрослыми.
Интеллект-карта – визуальное (зрительное) представление информации, в котором используются цвета, слова и картинки, а взаимосвязанная информация соединяется при помощи ветвей.
Интеллект-карты для детей.

Работая с интеллект-картами, дети задействуют оба полушария мозга: более «логическое» левое (слова и логические связи) и более «творческое» правое (цвета и рисунки). Если дети умеют работать с интеллект-картами, домашнее задание – да и любая другая работа с информацией – становится для них куда более доступным.

Они запомнят намного больше, потому что применяют те же методы, которые используют подсознательно. Учиться становится действительно весело (как тогда, когда они были совсем-совсем маленькими), и учеба будет ассоциироваться с игрой, весельем, удовольствием и так далее.
Интеллект-карты вовсе не обязательно применять для решения вообще всех проблем и иногда стоит обратиться к традиционным методам, но для многих проблем они – действительно отличное решение.
Дети способны запоминать большое количество информации за короткое время, и эта их способность только лучше разовьется, если они работают с визуальным представлением информации в виде интеллект-карт. Интеллект-карты окажут детям реальную помощь в учебе. Да, интеллект-карты вовсе не обязательно применять для решения вообще всех проблем и иногда стоит обратиться к традиционным методам, но для многих проблем они – действительно отличное решение.

Естественно желание родителей: облегчить детям жизнь не только дома, но и в школе. Однако, как говорится, не просите, чтобы жизнь стала легче, просите, чтобы Вы стали лучше.
Дети должны совершенствоваться: покорять препятствия, ощущать учебу увлекательным путешествием и, конечно же, чувствовать поддержку родителей на пути самосовершенствования. В этом тоже ребенку помогает работа с интеллект-картами. Становится легче учиться, понимать, обобщать и исследовать. Но новый навык откроет детям новые двери и потребует других навыков. В итоге ваш ребенок будет расти.

Просто представьте, что вы делаете доклад. И вдруг, вместо того, чтобы выписывать информацию строчками, как обычно, взяли и нарисовали рисунок того, о чем прочитали. Что увлекательнее и интереснее? Что бы вы предпочли сделать? Над чем работать? А уже потом доклад можно преобразовать в ту форму, которую требует учитель.

Таким образом, интеллект-карты помогут ребенку:

  • сократить время, затраченное на домашнюю
  • сделать школьную работу веселее
  • познакомиться с методом работы, который поможет им на последующих этапах школьного обучения, при обучении в университете и впоследствии на работе
Упражнение 1: Расположи слова цепочкой от более общего к более конкретному:

А) стихотворение – слово – строчка – столбик

Б) мебель – полка – ящик - тумбочка

В) немецкая овчарка – овчарка – собака – животное

Упражнение 2: Составь иерархию по следующей схеме:
А) птицы, летающие, страус, нелетающие, ворона, орел, киви, попугай, пингвин

Б) летняя, шорты, зимняя, шарф, шуба, кепка, одежда, варежки, майка
Интеллект-карты для подростков

Интеллект-карта – мощная графическая техника, которая является универсальным способом раскрыть потенциал мозга. Интеллект-карты учат работать со словами, рисунками, логикой, цветом и пространством.
Интеллект-карты можно применять во всех аспектах жизни.
Они помогают быстрее запомнить цифры и факты, понимать отношения между различными идеями (как они группируются и какое отношение имеют друг к другу), способствуют лучшему повторению информации и закреплению уже имеющихся знаний, с их помощью легче планировать, организовывать и анализировать, выражать мысли и идеи связно и доступно. Интеллект-карты можно применять во всех аспектах жизни, обеспечивая таким образом лучшее обучение и ясное мышление.
Итак, школьник может использовать интеллект-карты, чтобы:

  • Составить конспект. Интеллект-карта – отличный способ конспектировать полученную информацию. Иногда школьники буквально погребены под самыми разнообразными фактами и не в состоянии все записать и запомнить.
    Интеллект-карта поможет ученику записывать только самую важную информацию, используя ключевые слова, а потом изображая визуальные связи между фактами и идеями, помещая, таким образом, всю пройденную тему на один лист бумаги. Мало того, что школьник экономит время и бумагу, позднее, возвращаясь к конспекту, он вспоминает информацию гораздо быстрее!

  • Составить план сочинения. Составляя план сочинения, всегда ли школьник знает, с чего начать? А составив план, в состоянии ли его придерживаться? Составляя интеллект-карту при подготовке плана сочинения, ученик быстро генерирует много идей, а учитывая структуру интеллект-карты, ясно видит темы, главные пункты и структуру будущего сочинения.
    Интеллект-карта помогает сосредоточить внимание на основной идее и основных данных, которые будут включены в сочинение. Таким образом, уменьшается риск отойти от темы и начать «лить воду».

  • Решить проблему. Возможно, у школьника возникла сложная ситуация выбора или препятствие, которое нужно преодолеть. Интеллект-карта может помочь рассмотреть всё в деталях. Иногда первое побуждение – паниковать: сердце колотится, развивается стресс, а ведь нужно заставить мозг искать решение.
    Используя интеллект-карту, можно подыскивать и добавлять всё новые способы решения проблемы, а затем просто пересмотреть ее и выбрать наиболее реалистичные и доступные идеи. Остается просто взглянуть на все возможности и выбрать самый быстрый, легкий или подходящий способ.
  • Подготовить презентацию. Когда школьник просто читает свой доклад с листа, его одноклассникам становится скучно. Но при подготовке презентации при помощи интеллект-карты на виду имеются лишь ключевые слова и картинки, что стимулирует память, помогает высказываться свободнее и сохранять зрительный контакт с аудиторией.

  • Подстегнуть воображение. Бывало так, что ребенок решил создать историю, картину или сочинение, но понятия не имеет, с чего начать? Интеллект-карта работает так же, как и мозг: как только появляется мысль (в виде образа, слова, ощущения), как тут же вспыхивают сотни связанных с нею идей.
    Интеллект-карта – способ воспроизвести этот процесс на бумаге: стоит начать составлять карту, и идеи хлынут водопадом. Записывать стоит все идеи, даже самые на первый взгляд безумные – не нужно бояться мыслить оригинально.

Упражнение 1: Расположи слова цепочкой от более общего к более конкретному:

А) жидкость – сок – напиток – апельсиновый сок

Б) хард-рок – музыка – рок-музыка – популярная музыка

В) золото – металл – драгоценный металл – вещество

Упражнение 2: Составь иерархию по следующей схеме:

А) инструменты, ударные, флейта, духовые, труба, тарелки, саксофон, барабан, бубен

Б) драгоценные, золото, недрагоценные, железо, платина, серебро, металлы, свинец, олово
Если дети умеют работать с интеллект-картами, домашнее задание – да и любая другая работа с информацией – становится для них куда более доступным.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Возможно, Вам будет интересно
Made on
Tilda